8 февраля в 14.00 в Ломоносовской школе "ИНТЕК" проводится вечер встречи с выпускниками.

27 Июня 2010 года

Советы психолога

Лето – время, когда наши дети свободно общаются со сверстниками, ходят друг к другу в гости. Очень часто родители на даче видят, что ребенок увлеченно играет незнакомой им игрушкой. На вопрос родителей «Что это?»  чадо отвечает, что нашел беспризорный трансформер замечательно дополняющий его коллекцию. На уточняющий вопрос, где же конкретно нашлась игрушка, следует взмах рукой куда-то в сторону игровой площадки поселка. На следующий день появляется фигурка «Лего». А еще через день случайно встреченная соседка рассказывает, как ее расстраивает племянник, который сейчас гостит у них и постоянно теряет игрушки ее сына. Ей жалко и сына и игрушки. В ходе разговора  упоминается и неполный теперь конструктор «Лего» и пропавший трансформер. Вот тут-то самое время задуматься о мотивах поведения ребенка, поговорить с ним о том, как относится к чужим вещам.

В данной конкретной ситуации мотивом может быть  желание ребенка пополнить количество игрушек, создать  «статусную коллекцию», которая сразу же  сделает его самым желанным партнером по играм для других детей, а ему самому позволит выбирать с  кем и во  что играть. Он вообще-то просил родителей купить ему новые игрушки, но родители не торопились выполнить его просьбу.

Поговорив с ребенком о бережном отношении к своим и чужим вещам, можно предложить ребенку «заработать»  на новые игрушки, выполняя для семьи определенные обязанности (помощь бабушке в саду, дедушке при ремонте садовой мебели, прогулки с  младшими братьями и сестрами). Статус «помощника», «взрослого», «настоящего мужчины» может настолько понравиться ребенку, что он и дальше будет помогать взрослым по хозяйству, если его будут замечать и хвалить.

При анализе любой ситуации связанной с использованием  чужих вещей следует иметь в виду, что то, что является воровством (по мнению взрослых), на самом деле может быть лишь средством привлечения внимания к проблемам, существующим у ребенка. Скорее всего,  чужие вещи служат средством самоутверждения, повышения самооценки. Ребенок может рассуждать так: «У Петьки есть самокат и с ним все хотят дружить. Значит, если у меня будет самокат, то все захотят дружить  со мной». Кроме того, зная, что во многих современных семьях у детей много игрушек, ребенок может посчитать, что если с игрушкой хозяин не играет, то она ему просто не нужна, а ребенку она нравится и просто необходима.  Значит, ее можно взять, а хозяин ее пропажи и не заметит, то есть все пройдет незаметно и безнаказанно.

Подводя итоги можно рекомендовать расстроенным родителям не паниковать, а придерживаться четкого алгоритма действий:

  1. Понять мотив такого поступка
  2. Обсудить ситуацию , посмотрев на нее со всех сторон.
  3. Придумать  план действий, исправляющих данную ситуацию.
  4. Отказаться  от «публичных судилищ», не ругать ребенка, не обзывать.
  5. Отделите оценку личности от поступка. «Ты хороший, но поступил необдуманно, и твой поступок огорчил других людей»; «Давай придумаем, что мы можем сделать, чтобы исправить его».

И мы уверяем вас, что после такого откровенного разговора у ребенка обязательно поймет «Что такое хорошо? И Что такое плохо?»