8 февраля в 14.00 в Ломоносовской школе "ИНТЕК" проводится вечер встречи с выпускниками.

22 Апреля 2011 года

Интервью с Ровшаном Аскеровым

15 апреля в Ломоносовской школы «ИнТек» прошла юбилейная финальная игра в интеллектуальном школьном клубе «Что? Где? Когда?». И в этот день в гостях у ребятнашей школыбыл обладатель Хрустальной Совы, лучший игрок сезона 2001 года Международного элитарного телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров.В этой юбилейной игре Ровшан был Хранителем традиций школьного клуба и защищал внейинтересы команды родителей (команда родителей в упорной борьбе проиграла со счетом 8:6). По окончании игры корреспонденты школьной газеты «Интешка» взяли интервью у Ровшана Аскерова.

-Известно, что свой первый вопрос для телеигры «Что? Где? Когда?» вы написали в 10 лет. Что это был за вопрос?
-Я всегда увлекался историей и случайно узнал, что область Фракия находится в Болгарии. Я знал, что известный римский гладиатор Спартак, возглавлявший восстание рабов в Риме, был фракиец. Тогда я подумал, что интересно, все ли знают,что сейчас Фракия находится в Болгарии. И задал такой вопрос: «Гражданином какой страны был бы Спартак, если бы он жил в наши дни?» Мне казалось, что это очень сложный и интересный вопрос. Вопрос не сыграл в передаче и тогда я подумал, что если не удается сыграть в качестве телезрителя, то буду знатоком.

-А ваш сын уже отправил свой первый вопрос на игру?
-Он пока не очень увлечён передачей «Что? Где? Когда?» Ему нравятся другие, например, на телеканале «Карусель» есть передача «Вопрос на засыпку». Сын говорит, что хочет, собрать команду и сыграть. Возможно, когда-нибудь он и захочет играть в «Что? Где? Когда?», но видя, что его папа играет на стороне знатоков, думаю, что тоже будет знатоком.

-Какие чувства вы испытали, когда стали обладателем «Хрустальной совы»?
-Очень сложно вспомнить, какие чувства и какие мысли были в тот момент. Но, наверное, одной из первых была мысль, что папе и маме сейчас очень приятно. Они смотрели трансляцию в Баку - моем родном городе, а потом мне мама говорила, что какие-то совершенно незнакомые люди звонили домой, поздравляли. Для жителей, которые смотрели эту передачу, как мне потом говорили, был праздник.

-Чем вы увлекались в школьные годы?
-Если говорить о школьных предметах, то это история и литература. История для меня была настолько любимым предметом. Если кто-то не учил урок, то подходили ко мне и просили затеять дискуссию, чтобы сорвать урок. Я отвлекал учителя вопросами, но после 5 – 6 раза наша учительница просекла мою хитрость.
Литературу я любил, потому что писал рассказы. Под впечатлением Конан Дойля я писал детективы, под впечатлением от Стивенсона – пиратские истории, под впечатлением от М. Рида – приключения. Днем я писал рассказы, а вечером сажал папу и просил послушать. И папа мой терпеливо все это выслушивал, всегда говорил, что получилось плохо, а что хорошо.

-Какую книгу вы сейчас читаете?
-Читаю сейчас очень интересную книгу польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». Я хочу ее дочитать из принципа. Эта книжка – матрешка. Там одна история внутри другой. Один человек начинает рассказывать историю, потом герой его истории тоже рассказывает другую историю, герой той истории рассказывает еще одну историю. Какая-то матрешка! То есть куча историй, и ты теряешься в них, поэтому интересно дочитать, все понять и не запутаться. Эту книжку мне посоветовал приятель очень давно. Я тогда начал читать и бросил. А сейчас решил все-таки дочитать эту книгу и понять, чем все-таки заканчивается.

-Что вы посоветуете почитать современным школьникам?
-Мне нравится выражение американского писателя Амброза Бирса. Он говорит, что «советовать кому-то прочитать книгу, которая понравилась тебе, это все равно, что посоветовать носить обувь, которая тебе впору». У каждого свои вкусы, очень сложно посоветовать что-то. Я просто исхожу из того, как меня отец мой воспитывал: что тебе интересно, что тебе кажется нужным, тем и занимайся. Мне кажется, что девочкам будет неинтересно читать книги, которые нравятся мальчикам. У нас трое детей в семье, и все мы разные. Наши интересы никак не пересекаются: разные песни, разные фильмы. Даже жену я выбрал – нам ничего совместно не нравится: те фильмы, которые нравятся мне – не нравятся ей, те книги, которые нравятся ей – не нравятся мне, даже вкусы в еде не совпадают. Нас связывает только увлечение игрой «Что? Где? Когда?», благодаря которой мы познакомились и поженились. Десять лет мы уже живем вместе, потому что эта игра – единственное, что у нас общее.

-Когда вы учились в школе, что для вас стояло на первом месте: учеба, дружба, спорт или что-то еще?
-Честно говоря, я очень не любил учиться в школе, я ненавидел учиться. Я любил отдыхать, гулять, играть в футбол, читать книжки для себя. А в школе нужно учить уроки, которые, возможно, никогда в жизни не пригодятся. Но все дело в том, что я не желал огорчать своих родителей, потому что они хотели, чтобы я получил медаль. Я подумал, что мне же не сложно несколько часов в день уделять урокам. Папа очень меня любит, мама любит меня, поэтому нужно сделать ей приятное. И тогда мы договорились, что я получу не золотую, а серебряную медаль, чтобы совсем не мучиться и не заниматься нелюбимыми предметами. Вот так я и получил серебряную медаль. А еще я любил ходить в школу, потому что на год старше меня училась девочка, которая мне очень нравится. Вот только поэтому я и хотел ходить в школу.

-Передача «Что? Где? Когда?» начинается со слов из оперы «Пиковая дама» «Что наша жизнь? Игра!» А вы считаете, что жизнь – это игра?
-Естественно. Я это понял еще в школе, когда я пришел на экзамен, взял билет, сел, а преподаватель сказал, что тот, кто выйдет отвечать без подготовки, получит оценку на один балл выше, как бы он не ответил. Я тогда подумал, что это настоящая игра, ведь «тройку» я получу, даже если отвечу на «два», если отвечу на «три», то поставят «четыре», поэтому нужно обязательно выходить и отвечать без подготовки! И я решил сыграть в эту игру – вдруг у меня получится? С тех пор я стал относиться к экзаменам, как к игре. Я вообще ко многому в жизни отношусь, как к игре, даже к таким важным вопросам, как переехать из Баку в Москву, выбрать жену. Интереснее жить, если ко всему относиться, как к игре. Вроде это у меня пока неплохо получается.

-Вы сказали, что пишете рассказы, пьесы. Если когда-нибудь задумаете написать книгу, где главный герой – обладатель хрустальной совы, в каком жанре вы ее напишете: детектив, роман, триллер или мемуары?
-Хрустальная сова не придает человеку ничего: либо есть кусок хрусталя у тебя дома, либо его нет. Есть огромное количество людей, которые играют в эту игру намного лучше тех, у кого есть хрустальная сова. Получить любой приз – это 90% везения, а 10% - все остальное. Есть люди, которые блистают в тех играх, которые проиграны. Вот, например, Яна Орлова – потрясающий игрок. У нее замечательная фантазия, она придумывает великолепные версии, но она всегда становится лучшим игроком в тех играх, которые проиграны, поэтому у нее до сих пор нет хрустальной совы, но я не считаю, что она хуже тех, у кого этот приз есть. Так что я не вижу смысла делать своего героя обладателем «Хрустальной совы», ведь это ничего не прибавит к раскрытию его характера. Персонаж должен быть таким, чтобы из черт складывался цельный характер. Я считаю, что любой фильм, любая книга – прежде всего о любви. Все о любви. Даже детектив о любви следователя к своему делу. Наверное, я написал бы любовный роман.

-Есть люди, которые оставляют значительный след в истории страны, в мировой науке и культуре. Для многих учеников нашей школы это М. В. Ломоносов. Чьи имена вы внесли бы в список «Золотые умы России»?
-Есть признанные величины. Это Циолковский, Королев, Мечников, Сеченов, Павлов, Карамзин, Ключевский, Пушкин – это титаны! Чайковский, Бородин, Репин, Брюллов… Можно перечислять до утра. Хотелось бы и самому сделать что-то такое, чтобы войти в историю, а не вляпаться в нее.

-Идеальный человек, по Вашему мнению, он какой ?
Идеал человека – это мой отец, потому что он воспитал своих детей так, что мы сейчас о нем заботимся, оберегаем его от каких-то потрясений, сложностей. Когда мне будет семьдесят лет, и мой сын ко мне так же будет относиться, как и я к своему отцу, то я буду считать, что жизнь удалась.

-На какой самый сложный и интересный вопрос в телеигре «Что? Где? Когда?» вам довелось отвечать?
-С 1998 года я играю в телевизионном клубе, это почти 13 лет. За это время я сыграл около 29 игр, в каждой игре было минимум 10 вопросов, поэтому трудно запомнить самый сложный. Но был один случай, которым можно гордиться, что даже Максим Поташов оценил сложность этого вопроса. Дело было так. Мы играли финальную игру весенней серии «Что? Где? Когда?»2002 года. И там был вопрос, где приводилось описание любовной сцены, и нужно было определить, между кем происходит эта любовная сцена. Мы думали минуту, потом взяли дополнительную. Все понимали, что сцена происходит между неодушевленными предметами, а отгадать не получалось. На середине второй минуты до меня дошло, что это рыба и крючок! В зале даже никто и не знал правильного ответа. А ко мне пришло озарение, как будто какой-то тумблер включился в голове, один щелчок – и сразу все стало понятно!

-Какой вопрос вы ожидали, что мы вам зададим, а мы не задали?
-И не знал, что будет интервью, поэтому не думал, какой вопрос вы зададите. У нас в клубе не любят детских вопросов. Когда появляется на экране вопрос, то все начинаю молиться своим богам, только бы не детский вопрос! Потому что отвечать на детские вопросы очень сложно. Однажды у нас был удивительный вопрос: нужно было определить, что нарисовано на детском рисунке. Как можно на это ответить? Никак! Детские вопросы – они очень каверзные, потому что понять логику детей сложно! Так что если я ответил на ваши вопросы и вам все понятно, то будем считать, что я справился с вашими вопросами.

-Что вы можете пожелать читателям газеты «Интешка»?
-Я желаю оставаться всегда самим собой, не бойтесь высказывать свое мнение, не бойтесь ошибаться, потому что если ты не ошибаешься, то у тебя не будет и побед. Главное, не бояться и постараться взять от жизни все. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.
Я недавно понял, что если хочешь сказать, что ты человека любишь, то надо говорить сразу, а не думать! Потому что «завтра» может и не быть. Лучше жить по максимуму и ничего не бояться!

Интервью взяли
Анастасия Котенко и
Петр Шмаков, 5 кл.